Гранит, камень для людей
Еще совсем недавно у нас была слабо развита обработка гранита, прежде всего для приватного применения. После анализа каменной отделки отечественных усадеб начала прошлого века становится очевидным, что это такой же домашний камень, как и мрамор, только гранит спокойно переносит морозы, другие превратности погоды. Это раньше считалось, что гранит играет роль материала для производства памятников.
Даже после тысяч лет проведенных в земле или на разрушительном ветру гранит создает впечатление недавно отколотого камня. Раньше его исключительно рвали и рубили, не было достаточно прочного инструмента для аккуратного распила, поэтому лицевые поверхности гранитных изделий зачастую оставались не обработанными. После появления дисковых пил оставляющих на плоскости камня концентрические круглые следы камнерезы вынуждены были гранитные продукты шлифовать и полировать, чтобы придать им товарный вид.
Камень получил свое наименование из-за тысяч сверкающих граней, которыми обладают дикие необработанные поверхности многих даже современных монументальных сооружений. Минералы, образующие гранит задают ему не только прочность, но и характерную окраску. Чудовищной прочностью обладают северные мелкозернистые граниты, состоящие в основном из кварцев. Эти минералы отличаются серым цветом, не очень высокие, ни максимально низкие температуры не способны привести к растрескиванию подобных камней.
Из северных гранитов создали в свое время самые крупные на Земле монолитные каменные изделия. Наиболее заметными и известными являются колонны Исаакиевского собора, атланты Эрмитажа, Александровский столп и постамент «Медного всадника», вырубленные из единого камня. Грандиозные произведения превышают по размерам египетских колоссов, высеченных к тому же из более податливого песчаника. Хотя следует признать что созданные египтянами из гранита, базальта изваяния того времени выглядят лучше современных гранитных скульптур.
Сегодня камнерезы в своей работе используют машины не способные учесть нюансы гранитной фактуры, пестрота которой не дает подчеркнуть лучшие стороны скульптуры, а скорее портит ее имидж. Если Вы в скульптурном портрете, бюсте не можете узнать известного человека, это скорее говорит не о недостатках материала, а о низкой квалификации мастера.